Телефон для справок: (3952) 254-109, (3952) 286-552, (3952) 286-555

О медиации

С января 2011 года в Российской Федерации вступил в силу Федераль­ный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ от 27 июля 2010 г.

Медиация – это альтернативная процедура урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора.

Медиация призвана разрешать конфликты примирением сторон по спо­рам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых, семейных и других правоотношений.

Управление бизнесом сопровождается решением множества самых раз­нообразных задач, среди которых немаловажное место занимает урегулирова­ние конфликтов: корпоративных, предпринимательских, трудовых и т. д.

В практике сложилось, что в договорах партнеры предусматривают воз­можность разрешения возникающих споров путем переговоров, при этом дале­ко не всегда используется весь арсенал возможностей этого инструмента, или по различным причинам стороны не могут наладить переговорную процедуру, успешно ее завершить. В таких ситуациях стороны предпочитают обращаться в суд, чтобы «наказать обидчика», их не останавливает даже то, что судебное разбирательство зачастую означает прекращение партнерских отношений вме­сте с прекращением спора.

Однако, большинство конфликтов между предпринимателями можно урегулировать, не прибегая к помощи судов. В этом случае можно обратиться к медиатору (посреднику), который учитывая интересы всех сторон спора, и пер­спективы их отношений, приведет участников конфликта к самостоятельной договоренности. В результате примирительной процедуры — медиации — обе стороны окажутся в выигрыше.

Принципы медиации

Принцип добровольности. Предполагает, что взаимное волеизъявление участников медиации является основой обращения к процедуре медиации, а также заключения и исполнения медиативного соглашения по результатам уре­гулирования спора. Этот принцип действует на всех этапах медиации и распро­страняется на всех участников.

Принцип беспристрастности и независимости медиатора. При прове­дении процедуры медиации медиатор обеспечивает равное отношение к сторо­нам, что обусловливается отсутствием его зависимости от сторон.

Принцип конфиденциальности. Сам факт проведения процедуры ме­диации, а также информация и документы, используемые при проведении ме­диации, не подлежат разглашению, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Принцип сотрудничества и равноправия сторон. В процессе поиска вариантов урегулирования спора стороны должны содействовать друг другу в достижении конечного результата. Равноправие сторон обеспечивается тем, что ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой, в медиации стороны имеют равные возможности.

Принцип самостоятельности сторон. В медиации стороны сами могут определить порядок, содержание и конечный результат медиации.

Совокупность перечисленных принципов позволяет качественно осуще­ствлять примирительные процедуры так, чтобы стороны при возникновении споров и разрешении их при участии медиатора сохраняли деловые отношения и продолжали свое бизнес-сотрудничество.

Особенности медиации

Современные условия рыночной экономики, так или иначе, приводят к спорным ситуациям в сфере корпоративных, экономических отношений. При разрешении возникающих споров предприниматели предпочитают применять альтернативные способы их урегулирования. Сегодня к числу таких способов относится медиация. Как и дру­гие альтернативные способы урегулирования споров, медиация имеет свои осо­бенности.

Первое, медиация не ставит своей целью рассудить стороны, в результате чего одна сторона будет проигравшей, а создать наиболее благоприятную, ней­тральную среду для построения диалога между сторонами.

В результате медиации обе стороны находятся в позиции «выигрыш-выигрыш», так как принятое ими решение гармонично сочетает интересы всех заинтересованных в споре лиц.

Второе, в законе предусмотрена возможность проведения процедуры ме­диации, как в порядке досудебного разрешения спора, так и в рамках граждан­ского, арбитражного или третейского разбирательства.

Третье, в ходе процедуры медиации стороны спора принимают решение по всем ключевым вопросам сами. Медиатор не навязывает им своего решения, не присоединяется к чьей-то позиции, он фокусирует внимание на интересах сторон, осознав которые, они принимают решение, устраивающее всех.

Четвертое, медиатор вправе проводить конфиденциальные встречи с ка­ждой стороной спора с тем, чтобы получить от них дополнительную информа­цию, имеющую важное значение для успешного урегулирования конфликта, но которую стороны по каким-либо причинам не могут доверить друг другу. Это помогает определить их общие интересы, которые часто в пылу спора они сами не замечают.

Пятое, как правило, процедура медиации занимает несколько дней.

Несмотря на то, что институт медиации для российского законодательства яв­ляется новым, он имеет большое будущее. В подтверждение этому имеющийся мировой опыт применения процедуры медиации и ее динамичное развитие в России.

© 2013 Арбитражный суд Иркутской области
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70

Разработка сайта: Иртек.ру
Яндекс.Метрика